Цель конкурентного анализа: определить наиболее сильных конкурентов компании; определить сильные и слабые стороны конкурентов; оценить конкурентные преимущества Вашей компании и ее конкурентную позицию.
Прежде чем анализировать конкурентов, необходимо составить перечень своих конкурентов. Причем, конкурентов как прямых, так и косвенных.
Прямые конкуренты – компании, предлагающие идентичные или подобные Вашим товары или услуги. Клиенты легко могут переметнуться от Вас к этим компаниям, поэтому они составляют Вам самую серьезную конкуренцию. К тому же, так как они появились на рынке раньше, у них уже есть преимущество, с которым Вам придется побороться.
Непрямые (косвенные) конкуренты – компании, предлагающие товары и услуги, которыми можно заменить Ваши. Эти конкуренты, вероятно, осваивают Ваши рынки с тем же самым или похожим ценностным предложением, но предлагая иной продукт.
Потенциальные конкуренты – существующие компании, которые не присутствуют на рынке, который Вы намереваетесь занять, но могут прийти на него в любой момент. Очевидный источник потенциальной конкуренции – непрямой конкурент. Как только непрямой конкурент поймет, что Вы добиваетесь успеха в его сфере деятельности, но с другим продуктом, конкурент может попытаться дублировать Ваши предложения и станет прямым, возможно, очень грозным конкурентом.
Структура анализа конкурентов:
- Определение конкурентов компании.
- Определение целей и стратегий конкурентов.
- Оценка сильных и слабых сторон конкурентов.
- Оценка возможностей и угроз конкурентов.
- Характеристика конкурентной стратегии конкурентов.
- Выбор основных (прямых) конкурентов.
- Разработка тактики поведения на рынке по отношению к каждому конкуренту.
- Определение конкурентного преимущества компании.
- Выводы и рекомендации.
В основу анализа положена модель пяти сил конкуренции по М.Портеру (организация, клиенты, поставщики, потенциальные конкуренты, товары-субституты).
Методические рекомендации:
- основной упор при анализе уровня конкурентоспособности организации делается на конкуренцию с действующими на рынке организациями; необходимо оценить возможность создания новых организаций, а так же наличие товаров-сибститутов [1];
- при оценке конкурентоспособности возможно использование пятибалльной системы (лучшая позиция – 5 баллов, худшая – 1 балл).
Пример анализа конкурентоспособности организации (количественный)
Критерии | Ваша компания | Конкурент №1 | Конкурент №2 | Конкурент №3 |
Персонал
|
3 4 |
5 4 |
4 3 |
2 4 |
Организация
|
||||
Маркетинг
|
||||
Производство
|
||||
Логистика
|
||||
Финансы и учет
|
Что мы получим в результате конкурентного анализа?
- Конкуренты по сегментам в регионе
- Сравнительный анализ товаров / услуг конкурентов
- Маркетинг и рекламу конкурентов
Пример анализа конкурентоспособности организации (качественный)
1. Общий анализ ситуации:
- сколько всего конкурентов присутствует на рынке в данном сегменте;
- возможно ли как-нибудь сгруппировать их;
- выделяются ли один или несколько основных конкурентов;
- как далеко расположены конкурент / конкуренты территориально от вас;
- в чем особенность его / их месторасположения
2. Поведение на рынке:
- как позиционирует себя конкурент на рынке
- в чем особенности его позиционирования
- использует ли он своих конкурентов как ресурс при позиционировании на рынке
- каким образом используется образ конкурента
- используется ли некое авторитетное мнение или обобщение при позиционировании конкурента на рынке
- насколько хорошо известен конкурент вашим потребителям
- какого они о нем мнения
- какие различия между «вами» и конкурентом могут сформулировать потребители
- могут ли ваши потребители назвать несколько положительных черт конкурента
- могут ли ваши потребители назвать несколько отрицательных черт конкурента
- что именно лежит в основе предпочтений потребителей, выбирающих товары / услуги конкурента
- можно ли проследить динамику изменения поведения конкурента на рынке за последний год, 3 года, 5 лет
- в чем состоит особенность этих изменений
- с чем связаны эти изменения
3. Представление товара
- по каким параметрам пересекаются ваши товары / услуги с товарами конкурентов
- сколько еще подобных товаров / услуг представлено на рынке
- есть ли у товаров / услуг конкурентов какие-то особенности по сравнению с вашим
- как представлен конкурентный товар / услуга (в чем его специфика, выделены ли какие-ниб особенные характеристики – одна или несколько)
- окрашено ли представление товара / услуги эмоциями (если да, то какими)
- сравнивается ли конкурентный товар / услуга с другими при представлении потребителю
- прослеживается ли четкое обращение к определенной аудитории при представлении товара / услуги
- связано ли представление конкурентного товара / услуги с сезонностью (с возрастными, профессиональными, локальными или иными общностями) и как это отражается в представлении товара / услуги.
4. Рекламная кампания конкурента
- прослеживается ли четкая рекламная стратегия
- как конкурент представляет информацию (если ли некие особенности при подаче информации, в чем они состоят; являются ли эти особенности частью рекламной стратегии или зависят от конкретной ситуации)
- как конкуренты обращаются к своей аудитории (существует ли специфика обращения)
- целевая аудитория конкурента (выделяет ли конкурент какие-то конкретно)
- какими рекламными средствами пользуется конкурент (какими именно наиболее активно; в чем их особенность)
- использованы ли нестандартные рекламные средства (какие, в чем их специфика)
- какие каналы распространения рекламной информации используют конкуренты (пресса, телевидение, радио, транспорт, Интернет, т.д.), если специфические особенности
- существует ли в рекламе постоянный персонаж (какой, в чем особенность, где именно используется)
- приводится ли в рекламном сообщении некая статистическая или иная фактическая информация, связанная с рекламируемым товаром
- используется в рекламе некое авторитетное мнение или обобщение (какого уровня авторитеты: локальные, региональные, национальные, международные)
- используются ли формы обратной связи с потребителем (постоянно или зависит от ситуации)
- кто занимается рекламой конкурента (какой уровень)
5. Отношение к покупателю:
- в чем заключаются специфические особенности взаимодействия с потребителем
- какие дополнительные услуги предоставляются потребителю (в чем их особенность)
[1] Субституты - взаимозаменяемые товары. Характеризуются тем, что рост цены на один товар вызывает увеличение потребления другого: снижение цены на один товар делает для потребителей менее желанным другой товар.
Анализ конкурентов на практике. Пример составления отчета
Материалы практического задания по теме "Конкурентный анализ"
Поделиться с друзьями: